Стоит ли бояться вегетососудистой дистонии

oinet1 25-03-2019

Stoit-li-boyatsya-vegetososudistuyu-distoniyu_1506282509-1140x570.jpg

Как жить с диагнозом, которого не существует, Лайфхакер спросил у Никиты Жукова — врача-невролога и автора книг о доказательной медицине.

Вегетососудистая дистония, или сокращённо ВСД, — это особенный диагноз, который любят врачи старой закалки и очень не любят доктора, которые читают современную литературу и знают, что такое доказательная медицина.

А всё потому, что такого диагноза нет: он отсутствует в Международной классификации болезнейМеждународная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Тем временем в карточках он красуется постоянно, существуют целые группы, форумы и сайты, посвящённые лечению ВСД.

Откуда появляется дистония

Вегетативная нервная система — это та часть нервных клеток, которая отвечает за работу внутренних органов. Упрощая, можно сказать, что это та часть системы, на деятельность которой мы не влияем. Вегетативная нервная система контролирует сердечный ритм, пищеварение, давление. Дистония, по идее, означает, что в этой системе что-то разладилось.

<iframe scrolling="no" marginwidth="0" marginheight="0" frameborder="0" style="box-sizing: border-box; width: 1px; min-height: 100%; height: 1px; min-width: 100%;"></iframe>

Пациентов беспокоят конкретные, хотя и совершенно разные симптомы. Кто-то жалуется на частый пульс и дрожащие руки. У кого-то подключается головокружение, боли в груди. Больных мучает усталость или бессонница, а иногда и всё вместе. Порой к букету добавляются боли в животе и многое другое. При этом никаких отклонений не видят ни кардиологи, ни гастроэнтерологи, да и неврологи тоже не видят. Так и появляется ВСД.

Пациенты не притворяются, у них на самом деле проблемы. Только все эти симптомы, как вместе, так и по отдельности, возникают не из-за вегетососудистой дистонии, а из-за других заболеваний, которые остаются недиагностированными. Нередко их надо лечить не у невролога, а у психотерапевта — это неврозы, панические атаки и тревожные расстройства.

Что делать, когда поставили диагноз ВСД

Писать про вегетососудистую дистонию с доказательствами — дело неблагодарное, потому что, как нетрудно догадаться, раз такого диагноза нет, то и исследований, которые отвечали бы требованиям доказательной медицины, на эту тему не проводилось.

Вот если бы какой-нибудь The Lancet опубликовал статью о том, как несуществующий диагноз влияет на состояние здоровья населения в России! Но пока такого не случилось, мы расспросили невролога Никиту Жукова, что делать, если ваш диагноз — вегетососудистая дистония.

Никита Жуков

Невролог-эпилептолог, автор книг «Модицина» и «Модицина². Апология», создатель ресурса Encyclopatia, медицинский директор Medical Investment Group.

— Никита, я из тех пациентов, у которых в карточке красовалась надпись ВСД. Я даже не знаю, за что именно мне поставили такой диагноз. Почему это возможно?

<iframe allow="autoplay" sandbox="allow-forms allow-same-origin allow-pointer-lock allow-scripts allow-popups allow-top-navigation" src="about:blank" style="box-sizing: border-box; width: 740px; position: relative; z-index: 1; height: 580px; padding: 0px; margin: 0px; border-width: initial; border-style: none; overflow: hidden; max-width: initial; max-height: initial;"></iframe>

— Потому что это главная диагностическая помойка всея российской медицины: ВСД можно выставить любому пациенту практически при любых жалобах. Поэтому неудивительно, что вы даже не знаете, за что вам её выдали, это обычное дело. Скорее всего, сам врач тоже не знает. Есть негласное правило: не знаешь, какой диагноз ставить, выставляй ВСД.

— Я прихожу к врачу с жалобами, он говорит, что у меня ВСД. Я знаю, что быть такого не может. Что мне делать? К каким врачам, кроме невролога, стоит обратиться?

— Ну, тут два варианта.

  1. Агрессивный: попытаться заставить врача почувствовать себя идиотом и чему-нибудь научиться. Необходима хорошая подкованность в вопросе, журналистская наглость и желание изменить мир к лучшему (как видите, ни слова про излечение).

  2. Поискать невролога, который не ставит ВСД, в 2017 году таких уже достаточно. Мы прямо так и пиаримся: «Никаких ВСД, гомеопатии и физиотерапии!» Можно попробовать сходить сразу к психотерапевту, но с ними всё ещё хуже, чем с неврологами.

— Есть ли движение в сторону доказательной медицины? Грубо говоря, если я скажу: «Доктор, я не верю в ВСД, мне можно не выписывать ноотропы», сможет ли врач понять такую позицию? Какой на это шанс?

— Конечно, не всё так безнадёжно! Есть OSDM.org, куча популяризаторов (вроде меня, кек), в Казани открывается филиал Cochrane, крупные частные клиники начали понимать, что доказательная медицина — это добро, да даже Минздрав сделал научно обоснованные гайды (там, конечно, есть умифеновир, более известный как «Арбидол», но есть и много разумного).

— Я прихожу в клинику, оставляю огромные деньги за обследования, трачу время, а потом врач пишет, что у меня ВСД. Какие вопросы задавать в начале приёма, чтобы такого не было?

— Ключевое слово тут — вопросы. Вы должны задать вопросы про все действия врача, а компетентный специалист должен внятно на них ответить. Прямо должен! Точно ли необходимо обследование? Можно ли обойтись без него и что тогда будет? Что врач хочет в нём увидеть? А если не увидит?

— Что делать прямо сейчас тем людям, которые много лет лечат ВСД? Может ли оказаться так, что из-за этого прогрессирует другое заболевание?

— Теоретически да, но я с таким не сталкивался и думаю, что это маловероятно: стажированные пациенты с ВСД имеют все возможные обследования по нескольку раз, что практически исключает возможность пропустить какое-то серьёзное состояние.

— Человека долго лечат от ВСД, а ему помогает. Это только эффект плацебо?

— Да, если это типичное «лечение ВСД», потому что оно в принципе подразумевает терапию фуфломицинами, у которых один эффект — плацебо.

Нет, если врач назначает какие-то вменяемые препараты (в таких случаях это обычно антидепрессанты), но не меняет диагноз по каким-либо причинам, ведь сами пациенты зачастую обожают ВСД, лелеют эти три буквы и ни за что от них не откажутся.

— Допустим, невролог вместо ВСД пишет СВД (соматоформная вегетативная дисфункция, F45.3), а лечит неэффективно. Какие назначения показывают, что пора менять врача?

— Диагноз F45.3 — это одна из годных, современных и правильных замен ВСД. Но тут надо обратить внимание на буковку F: это психиатрический диагноз. Соответственно, если вместе с ним вам дают не антидепрессанты или противотревожные, то либо врач дурак, либо одно из двух.

— Единственный выход — искать другого врача? У пациента нет иных способов как-то повлиять на ситуацию?

— Вы никогда не докажете врачу, что он не прав, если вы не врач, что, впрочем, характерно для любой другой специальности. Думаю, тут стоит идти другим путём и пользоваться благами информационного века: собирать и оставлять отзывы на врачей, искать сарафанное радио и какие-нибудь регистры «Врачи без ВСД». Ко мне немало приходит пациентов, которые так и заявляют с порога: «Я к вам пришёл, потому что мне десять лет ставят ВСД, а про вас говорят, что вы этого не делаете».


Если вам нужно узнать больше о диагнозах, которых нет, и научиться отличать проверенную медицину от шаманства, мы советуем книги Никиты Жукова о самых живучих медицинских заблуждениях и мифах.



Источник: lifehacker.ru

Помогают ли электронные сигареты бросить курить
Гомеопатию официально признали опасной
Көтерілу
×