Врачи нашли новый способ лечения депрессии
10-04-2019
Последние полгода я просыпаюсь около 6:30, в том числе по выходным и праздникам. Конечно, это не так уж рано по сравнению с теми, кто встаёт в пять утра. Но для меня это огромная перемена. Я буквально стала другим человеком. Теперь я просыпаюсь до будильника и с энтузиазмом начинаю день. До завтрака у меня целый набор дел: я медитирую, занимаюсь йогой, катаюсь на велосипеде, читаю, пишу, варю овсянку. Может показаться, что я помешана на своём здоровье, но я и сама не совсем понимаю, как к этому пришла.
Я с детства была неисправимой совой, любила читать до поздней ночи. До изобретения планшетов и электронных книг я брала в кровать настольную лампу и накрывалась одеялом, чтобы родители не заметили, что я не сплю. Около 11 часов вечера у меня обычно случается прилив творческой энергии — это сохранилось и после обращения в жаворонка. Большую часть статей и проектов за последние годы я сделала после полуночи.
Я работаю в технических стартапах, а они будто специально предназначены для сов. Никто не посмотрит на вас косо, если вы придёте на работу после 10 или даже после 11. Поэтому, хотя я ложилась в час или два ночи, мне удавалось поспать 7–8 часов.
Конечно, я знала о плюсах ранних подъёмов. Но самой мне и в голову не приходило попробовать.
Пока я не сменила работу. Я устроилась в компанию, которая занимается улучшением государственных услуг. Из-за этого пришлось каждый месяц ездить из Сан-Франциско в главный офис фирмы в Вашингтоне. Частая смена часовых поясов и увеличение служебных обязанностей в быстрорастущем стартапе привели к стрессу и бессоннице. А потом незаметно подкралась депрессия.
Я сталкиваюсь с ней не первый раз. К тому же я давно медитирую, так что, казалось бы, должна была заранее распознать признаки приближающейся депрессии. Но нет. Мозг прекрасно умеет маскировать проблемы с помощью рациональных объяснений.
Я связывала свои пессимистичные настроения с реалистичным взглядом на жизнь. Убедила себя, что оптимисты просто обманываются. К тому же мир, каким я его знала, распадался у меня на глазах. Оптимизировать государственные услуги невероятно сложно, особенно когда президент и конгресс активно стараются разрушить всё, что ты делаешь. Вначале я с энтузиазмом взялась за эту работу, но мотивация резко пошла на спад. Это совсем на меня не похоже.
Я думала, как приятно было бы уволиться и освободиться от рабочих обязанностей. С трудом дожидалась конца рабочего дня, уже во вторник мечтала о выходных и со страхом думала о работе в вечер воскресенья.
У меня совсем не было сил делать что-то после работы. Постепенно я перестала встречаться с друзьями и интересоваться развлечениями. Я убедила себя, будто всё, что раньше доставляло мне радость, — путешествия, рестораны, фотография, написание статей — лишь бессмысленные занятия.
Хуже того, я забросила тренировки, потому что постоянно чувствовала усталость. И это несмотря на то что за год я уже поучаствовала в двух спринт-триатлонах. У меня начали появляться мысли, что не так уж и важно, живу я или нет. Тут я наконец поняла, что мой мозг, похоже, дал сбой.
Распространено заблуждение, что депрессия — это такое состояние, когда тебе очень грустно. На самом деле, тебе просто всё равно. Грусть подразумевает, что тебе всё-таки не наплевать на себя. Во время депрессии тяжело заставить себя работать, заниматься своими хобби, куда-то ходить, видеться с людьми, потому что до всего этого тебе нет никакого дела.
Я сходила к врачу и к психотерапевту. На приёме мне стало ясно, что у меня бессонница. Это расстройство сна, при котором в течение нескольких дней сложно засыпать или потом не просыпаться. Симптомы депрессии и бессонницы взаимно усиливают друг друга.
К тому времени у меня уже много недель были проблемы со сном. Хотя я и ложилась очень рано, но подолгу не засыпала. Меня мучили тревожные мысли о работе. Я постоянно ощущала усталость, а это только усугубляло депрессию.
Я знала, что нужно что-то делать, но не хотела пить снотворные. После седативных средств на следующий день чувствуешь себя как зомби. Одно время я работала с компанией, изучающей воздействие медицинской марихуаны на различные заболевания, в том числе на бессонницу. У неё нет такого побочного действия, как у снотворных. Я воспользовалась тем, что живу в Калифорнии, и сходила к доктору, чтобы получить разрешение на покупку медицинской марихуаны.
В США она относится к запрещённым веществам, поэтому достоверной информации о её свойствах очень мало. Пришлось экспериментировать, чтобы понять, сколько мне нужно для засыпания. Это вовсе не так приятно, как звучит. Я не курю, а приготовление настоек показалось мне слишком сложным. Поэтому я остановилась на продуктах питания с добавлением марихуаны. Их действие наступает только через несколько часов, поэтому очень сложно выбрать правильное время приёма и дозу. Другая съеденная пища тоже влияет на эффект. Тем не менее мне стало легче засыпать. Только бессонница никуда не делась.
Я всё равно просыпалась около 4–5 часов утра и из-за тревожных мыслей больше не могла спать. Иногда мне удавалось заснуть снова, но утром я по-прежнему чувствовала себя вялой и уставшей.
Марихуана подавляет фазу быстрого сна, а он необходим для памяти и других важных функций мозга. Она подходит как временное решение, но не обеспечивает сон, который по-настоящему восстанавливает организм. Я знала, что мне нужно учиться спать естественным путём. Как раз в это время я наткнулась на информацию о когнитивно-поведенческой терапии при бессоннице (КПТ-Б).
Организм испытывает естественную потребность в сне. Он сам знает, как спать. Маленькие дети и животные не страдают от бессонницы. У взрослых начинаются проблемы со сном, потому что они слишком много думают.
Согласно КПТ-Б, наши мысли — основная причина депрессии и тревожности. И если заменить негативные нелогичные мысли на позитивные и реалистичные, психическое здоровье улучшится. А для того чтобы изменить свои мысли, нужно изменить поведение.
До этого я думала, как и большинство: раз я не высыпаюсь, значит, мне надо спать больше. Я раньше ложилась и дольше оставалась в кровати. КПТ-Б предлагает противоположный подход: чтобы высыпаться, нужно спать меньше.
Время сна и просто время в кровати — это далеко не одно и то же. Соотношение этих двух чисел отражает эффективность вашего сна.
Я ложилась в 23, а вставала в 8, но спала всего 5–6 часов. То есть эффективность сна у меня была только 5/9 или 55%, а в идеале нужно больше 90%. Неудивительно, что я была такой уставшей.
Чтобы изменить какую-то привычку, сначала нужно понаблюдать за ней. Это касается и сна. Специалисты по КПТ-Б советуют отслеживать свой сон за две недели до начала терапии и вести специальный журнал. При этом нельзя принимать снотворное. Мне не хотелось мучаться без сна ещё две недели, поэтому я сразу начала терапию. А за сном следила с помощью приложения для часов Apple Watch. Этот способ не такой надёжный, как записи от руки, но мне его было достаточно.
КПТ-Б включает улучшение гигиены сна и избавление от негативных мыслей о нём. В её основе две поведенческие стратегии: стимульный контроль и ограничение сна. Их можно применять по отдельности или совмещать. Я решила совмещать. Минус в том, что спать нужно ещё меньше. Почти целый месяц я была очень-очень уставшей. Это крайне неприятно, но результат получаешь быстрее.
Он приучает ассоциировать кровать только со сном. Для этого:
Ложитесь в постель, только когда чувствуете сонливость. Не просто когда вы устали, а когда у вас слипаются глаза, голова склоняется и вы начинаете клевать носом.
Если через 15–20 минут вы всё ещё не уснули, вставайте и идите в другую комнату, пока снова не почувствуете сонливость.
Не занимайтесь в кровати другими делами: не читайте, не работайте, не переписывайтесь, не смотрите телевизор. Единственное исключение — секс.
Эта стратегия предполагает, что в кровати нужно проводить ровно столько времени, сколько организм способен спать. Для этого:
Определите, сколько времени вы спите, используя свои наблюдения за сном. Когда я начинала практиковать этот метод, у меня выходило около пяти часов сна за ночь. Это упражнение помогает увидеть, что обычно мы спим дольше, чем нам кажется.
Рассчитайте, во сколько вам нужно ложиться. Всё зависит от того, сколько вы спите и когда вам нужно вставать. Я хотела вставать в 6:30, выходит, ложиться мне нужно было только после часа ночи. Немного времени нужно оставить на засыпание. Как бы вы ни устали, ложитесь только в рассчитанное время. Вы должны стремиться к 90-процентной эффективности, то есть практически всё время в кровати должно быть занято сном.
Когда эффективность сна превышает 90% в течение недели, увеличьте время в постели на 30 минут. Если на следующей неделе время сна тоже увеличится, ложитесь ещё на полчаса раньше и так далее. Но если эффективность сна начнёт снижаться, снова сократите время в постели.
Спите только в кровати и нигде больше. Не ложитесь подремать и употребляйте меньше кофеина. Но самое главное — каждый день вставайте в одно и то же время, даже в выходные. Сначала это было очень сложно: я всегда любила в нерабочие дни поваляться подольше. Но раз я всё равно не высыпалась, то решила попробовать. Уверена, что в результате это помогло мне улучшить качество сна.
Самое удивительное и важное, что я узнала в ходе терапии, — вовсе не то, как спать больше. Моё время сна увеличилось до шести с половиной часов. Но иногда всё равно были ночи, когда я спала по 5–6 часов, а это гораздо меньше рекомендуемых 7–8. При этом я всячески помогала себе:
Делала позы из йоги, зажигала ароматические свечи, принимала горячую ванну, чтобы расслабиться перед сном.
Купила хорошие хлопковые простыни, пуховое одеяло и льняное постельное бельё, чтобы спать было комфортнее.
Сама сшила плотные занавески, потому что готовые для нашего окна слишком узкие.
После консультации с врачом купила специальную лампу для фототерапии, регулирующую выработку мелатонина. Я не заметила на себе эффекта. Если у вас бессонница, не начинайте лечиться лампой самостоятельно: неправильное использование может только ухудшить симптомы.
Завела дневник тревог, чтобы систематизировать мысли, которые мешали мне спать. Каждое утро в течение 10 минут я записывала всё, что меня беспокоит. Нужно писать, пока не выйдет время. Попробуйте, если страдаете от тревожности.
Купила очки с жёлтыми линзами, которые защищают от синего света экранов. Я надевала их каждый вечер около девяти.
И самое полезное — снова начала регулярно тренироваться. Я записалась на триатлон вместе с другом, это дало мне мотивацию. Тренировки и сами по себе эффективны при лечении бессонницы и депрессии.
Хотя я делаю всё это уже полгода, я всё равно сплю меньше семи часов. И чувствую себя прекрасно! Потому что, кроме перемены в привычках, у меня произошли и перемены в мышлении.
Я думала, мне нужно спать около восьми часов, чтобы хорошо чувствовать себя на следующий день, быть продуктивной и энергичной — но это не правда.
Когда я отказалась от такого убеждения, то стала гораздо больше радоваться жизни. Как только прекратилась моя тревога из-за того, что я не сплю, депрессия тоже прошла. Это было в первую неделю терапии. Как я потом узнала, сокращение сна применяется для лечения депрессии наравне с антидепрессантами.
Как вы уже поняли, во время этой терапии начинаешь вести себя немного странно. Если просыпаешься среди ночи, нужно вылезти из-под одеяла и заниматься чем-то скучным, пока снова не почувствуешь сонливость. Но когда я поняла, что организм сам заснёт, как только будет готов, я приняла эти странности. Во время ночных подъёмов я слушала подкасты и аудиокниги, занималась домашними делами, играла со своими кошками. Чтобы не так сильно страдать, выбираясь из тёплой кровати, я надевала уютный свитер и тапочки.
Сложности со сном и бессонница возникают не от того, что вы мало спите, а из-за тревоги о том, что вы не выспитесь.
Так как я ложилась поздно, чтобы ограничивать сон необходимыми часами, у меня появилось дополнительное свободное время. Я посмотрела много сериалов и прочитала кучу книг по менеджменту. И удовольствие, и польза!
Если вы спите не один, возникают дополнительные трудности. Муж практически перестал видеть меня в кровати. Я ложусь, когда он уже крепко спит, и встаю гораздо раньше него. Обязательно обсудите, как новый режим сна скажется на ваших отношениях. Надеюсь, ваш партнёр заметит, что вы становитесь счастливее и энергичнее, и отнесётся к переменам с пониманием. Замените совместное засыпание каким-нибудь другим занятием, укрепляющим вашу связь.
Заметнее всего терапия повлияла на моё настроение. Конечно, всё равно бывают ночи, когда я просыпаюсь слишком рано и не могу больше уснуть. Но теперь я не предаюсь тревожным мыслям, а извлекаю пользу из дополнительного свободного времени.
С тех пор как я начала когнитивно-поведенческую терапию при бессоннице, я чувствую себя почти сверхчеловеком.
Я снова начала видеть смысл в своей работе и стала гораздо продуктивнее. В этом году я выступаю на двух конференциях, хотя совсем недавно думала, что не смогу говорить перед публикой.
Я стала гиперобщительной и научилась заряжаться энергией от взаимодействия с людьми. Стала больше ценить время с друзьями и разговоры с незнакомцами. Превратилась в настоящего триатлета и тренируюсь почти по десять часов в неделю. Я заняла восьмое место в своей возрастной категории по спринт-триатлону и теперь готовлюсь к олимпийской дистанции. Если раньше меня пугала мысль о том, что нужно проплыть 1,5 километра, проехать на велосипеде 40 и пробежать ещё 10, то теперь меня переполняет энтузиазм.
Я начала снова писать статьи после двухгодичного перерыва. Я не знаю, что делать с приливом творческой энергии. Иногда она даже мешает мне спать. Только теперь, когда я не высыпаюсь, это не влияет на моё настроение. Да, на следующий день я чувствую себя более уставшей, но я всё равно делаю то, что планировала. А главное, это не мешает мне спокойно спать на следующую ночь.
Источник: lifehacker.ru